«ТЕАТР ТРЕБУЕТ ДЕНЕГ, КАК МАШИНА – БЕНЗИНА»


№ 40 от 02.03.2010г.



«ТЕАТР ТРЕБУЕТ ДЕНЕГ, КАК МАШИНА – БЕНЗИНА»

«Газета…» вияснила, как живется в столице частным театрам и может ли театр в нашем городе быть бизнесом

В театральных кругах жалуются на безденежье, ищут спонсоров, но продолжают работать. Более того, в конце прошлого года открылся еще один частный театр. Выходит, воз­можность, при желании, можно най­ти. Но есть ли у молодого коллектива перспективы?

«Новий український театр» открылся на Михайловской улице, за рестора­ном «Ле Борщ», на первом этаже ста­рого дома в глубине двора. Если те­атр начинается с вешалки, то она здесь необычная: в фойе очень тес­но, а потому гардероб – на потолке, куда вашу шубу поднимают на длин­ном шесте. На афише – шесть назва­ний: три детских спектакля и три («Безталанна», «Беззахисні створіння», «Шекспіріада») – взрослых. Чтобы узнать, каково это – открыть свой театр, «Газета…» встретилась с директором и художественным руко­водителем театра Виталием Кино.

–  Виталий Анатольевич, вашим актерам в среднем по 20 лет – это выпускники театрального колледжа. Попался талантливый курс, с кото­рым не хотелось расставаться?

– Смешно, но театр возник из же­лания не быть обманщиком. Ведь я им четыре года говорил: «Вот вы при­дете в театр,-а потому должны хоро­шо учиться». И вот- выпуск. Но в ка­кой, собственно, театр они придут? Ведь сейчас в Украине перепроизвод­ство артистов – актеров выпускает любой областной университет, чуть ли не ПТУ. Куда им деваться? Получа­ется, я врал, когда говорил: «Придете в театр». И я подумал: «Ну, рискнем».

– Итак, театр начинается…

– С идеи, с желания это сделать.

– Как в любом бизнесе?

–  Ну, это не то же самое, что ки­оск с пивом открыть.

-А в чем разница?

– В объемах…

–  Объемы у вас тут не намного больше киоска с пивом!

– Я имею в виду объем и качество затрат. Здесь другая ответственность. Там ты отвечаешь только за пиво, что­бы оно у тебя не скисло. А тут – за тех, кого приручил. И я вынужден совме­щать художественное руководство и директорство, что иногда разрывает мозг на части.

–  Куда должен обратиться тот, кто хочет создать театр?

–   Никуда! Надо оторваться от кресла и найти место для театра.

– Как вам удалось найти место в самом центре Киева?

– А вы пробовали  искать? Таких мест много. Забавно, что мы нашли прекрасное помещение даже в од­ном дворе с известным киевским театром «Сузір’я». Хорошее место, но два театра в одном дворе – это уж слишком.

– А что тут раньше было?

– Офис. Весь центр Киева – офи­сы, а такое помещение театром быть не может. Но тут, когда мы увидели эти высокие неиспорченные потолки, деревянный пол, поняли: в этом про­странстве театр может жить. Прежние хозяева – сами люди творческие, за­нимались дизайном, вложили в это помещение много идей, которые ока­зались близки нам, и не понадоби­лось делать суперкапитальный ре­монт.

– Из чего платите за аренду, ком­мунальные услуги?

– Зарабатываем спектаклями.

–  В зале 30 мест, билеты по 40 гривен. Много ли заработаешь? Во­обще, можно ли назвать театр бизне­сом?

–  Если это и бизнес – то пока убыточный. Заработок от спектак­лей уходит на зарплату артистам. А я, между прочим, здесь зарплату не получаю. Это театр-дом, театр-се­мья. Все делают все. Я, например, могу и полы помыть, и работать как осветитель или звукооператор. Мы инвестируем в наш «бизнес» свой труд – больше особо и нечего инве­стировать. Наш единственный спон­сор – публика.

Справочная «Газеты…»

Виталию Кино 41 год. Закончил ак­терское отделение Театрального колледжа в Днепропетровске, ре­жиссерский факультет Киевского те­атрального университета (мастер­ская Эдуарда Митницкого) и аспи­рантуру при этом университете. Ставил спектакли в Театре драмы и ко­медии на левом берегу Днепра («Ев­ропа может подождать!»), Театре имени Франко, театре «Серебряный остров». Сейчас руководит театром и ведет актерский курс в Колледже театра и кино.

История вопроса

Частные театры – киевская традиция

Сегодня в Киеве есть еще один кол­лектив, возникший на основе актерско­го курса, – Новый драматический театр на Печерске (их педагог Александр Крыжановский и стал руководителем театра). Похожая ситуация – с так назы­ваемым «курсом Богдана Ступки», ко­торый уже имеет признаки нового теа­тра. Но частных театров у нас немного. Самый известный – «Браво», создан­ный 20 лет назад актрисой Любовью Титаренко. И многие театры, ныне госу­дарственные, рождались именно как частная инициатива. Например, Театр на Подоле или Театр на левом берегу, которые в просторечии часто именуют Театром Малахова и Театром Митниц­кого. Кстати, и флагман отечественной сцены – столичный Театр имени Фран­ко – создан 90 лет назад как семейный бизнес Гната Юры и его братьев Алек­сандра и Терентия. А их мама варила на всех обед – ведь первое время театр кочевал. Лишь потом государство при­брало театр к рукам, а позже даже уво­лило часть родственников Юры, чтобы не поощрять «излишнюю семействен­ность».